Информация Лекции 1-ого курса Лекции 2-ого курса

Лекции 3-его курсаБиблиотекаКартинкиВопросы

Лекция № 10. Концентрация и медитация.



Вступление

'Однажды один человек, изучавший философию буддизма, пришёл к Мастеру Дзэн, чтобы изучать дзэн-буддизм под его руководством. Когда через несколько лет он покидал Учи -теля, тот сказал ему на прощанье: "Умозрительное постижение истины полезно только при сборе материала для проповедей. Запомни, если ты не будешь медитировать, твой свет истины погаснет "'.

Концентрация и медитация - это два противоположных состояния, дуальная пара. Раз это дуальная пара, следовательно, она подчиняется всем писанным ранее законам дуального мира.

Концентрация означает фокусирование и сосредоточение на предмете. В этом состоянии ум заостряется и способен проникать в самые глубины, в самую суть вещей. С помощью неё мы познаём строение или суть интересующего нас предмета или явления. Очень знакомое и часто используемое в жизни состояние, не правда ли? Йоги в Тибете говорят, что, если бы человек, сосредоточившись на каком-то предмете, мог сохранять эту концентрацию хотя бы в течение двух минут, он стал бы гением.

Медитация означает состояние, противоположное концентрации. То есть во время медитации ум рассредоточивается, раскидывается вширь, а мысли либо отсутствуют вовсе, либо блуждают с предмета на предмет, ни на чём конкретно не останавливаясь, ни к чему не привязываясь. Это состояние созерцания и прострации, когда в уме сохраняется некоторая функция внимания.

В данном состоянии мы способны объять несколько или множество вещей одновременно и увидеть внутреннюю связь между ними, порядок их взаимодействия. У некоторых людей это состояние способно распространиться на всю вселенную, тогда человек постигает Миропорядок. Состояние медитации менее знакомо нормальному человеку, особенно городскому жителю, который вечно снует туда-сюда, пытаясь решить свои проблемы.

В жизни концентрация переходит в медитацию, медитация переходит в концентрацию, и это происходит непрерывно. Когда вы концентрируетесь, пристально рассматривая находящийся перед собой предмет или раздумывая над чем-то, этот процесс вас утомляет и вы впадаете в некое состояние, напоминающее прострацию, уноситесь мыслями неизвестно куда. Так вы переходите в состояние медитации.

Когда вы сидите, например, на берегу реки, созерцая природу вокруг себя и растворясь в ней, вы, по сути дела, медитируете. Потом наступает некое состояние насыщения, и тут ваше внимание может привлечь пробегающий по своим делам жучок. Вы сосредоточиваете внимание на его строении, окраске, на том, как он передвигает ноги. Так вы переходите в состояние концентрации.

Мы - наши умы - взаимодействуем с предметами и явлениями только с помощью этих двух состояний. Другие состояния ума, такие как внимание, расслабление, устремлённость, усидчивость, непривязаниость и т. п., являются вспомогательными.

Концентрация, достигая своего предела, переходит в медитацию, медитация, достигая предела, переходит в концентрацию - это вечно длящийся процесс, пока человек живёт в своём материальном теле. Нормальный человек обычно находится в одном из состояний какие-то доли секунды, а потом переключается в противоположность, чтобы затем вернуться назад, и т. д.

Медитация подобна состоянию, когда вы смотрите на Землю из космоса, видя её в общем, вместе со всеми её городами, лесами и реками. Концентрация подобна состоянию, когда на общем плане вы способны разглядеть улицы, тропинки в лесу и даже иголки на деревьях.


Дуальные пары


Понятно, что противоположностей может быть только две, как это явствует из самого понятия дуальности. Две противоположности вместе составляют дуальную пару. Дуальные пары полностью и до конца определяют нашу с вами жизнь, наши взаимоотношения с внешним миром и степень переживаемой нами свободы, мы с вами уже рассматривали это.

Если вы возьмёте красивую вещь и начнёте пристально вглядываться в неё, можно сказать, концентрироваться, то постепенно начнёте замечать, что эта красивая вещь состоит из великого множества мелких деталей, которые по сути своей ничем не примечательны, примитивны и даже, бывает, безобразны. И странным образом это множество некрасивых деталей формирует красивую вещь.

Если вы возьмёте безобразную вещь и начнёте, концентрируясь, пристально изучать её строение, то заметите, что она, в свою очередь, состоит из множества привлекательных и даже красивых деталей, совершенных в своём строении. Но, если вы смотрите на эту вещь отстранённым взглядом, она чудесным образом является перед вами в безобразном виде. Когда я вижу такие превращения, мне часто приходит на ум мысль, что это один из способов, как истинно прекрасное скрывает себя и защищается от жадных рук и нескромных взглядов.

Проделав вышеописанный эксперимент несколько раз, вы научитесь легко различать в прекрасном безобразное, а в безобразном - прекрасное. В каждом предмете, в каждом явлении вы будете видеть и прекрасное и безобразное. Прекрасное и безобразное будут непрерывно переходить друг в друга, сливаться, соединяясь в одно целое. Предметы начнут раскрывать перед вами свою самобытность, неповторимость. Всё вместе это показывает, что прекрасное есть безобразное.

Когда концентрация есть медитация, тогда перед человеком не остаётся никаких тайн в Природе.


Концентрация


Концентрация отличается от медитации тем, что в ней присутствует цель, предмет концентрации, сосредоточения ума.

Не знаю, как там на Востоке, но западный ум привык всегда иметь перед собой цель. Когда у него нет цели, он теряется и застывает. Так работает рациональный, линейный ум. Человек тогда топчется на месте, не зная, что предпринять, какой следующий шаг сделать. Проходит некоторое время, и он наконец придумывает себе цель. Всё в порядке, можно включать подпрограммы достижения цели.

Ум всегда концентрируется на цели, на формах, потому что он сам - форма. Но такая концентрация поверхностна. Это похоже на то, когда ваш взгляд скользит по фасаду дома, останавливаясь и концентрируясь на деталях, которые привлекают ваше внимание. Ум нормального человека всегда скользит по поверхности, не проникая внутрь.

Допустим, вы хорошо разбираетесь в каком-то вопросе или у вас есть любимая работа, на которой вы работаете много лет. В таком случае вы прекрасно разбираетесь в предмете, с которым так часто соприкасаетесь, сумели глубоко в него проникнуть. Но почему? Потому что часто сосредоточивали на нём своё внимание. Так происходит проникновение в глубь предмета.

А теперь представьте себе, что к вам подходит человек, который никогда или очень мало соприкасался с этим предметом, и он начинает рассуждать на темы, касающиеся вашей работы, и давать 'ценные' советы. В этом случае вы ясно видите, что человек имеет только поверхностные знания и понимание предмета. Вы чувствуете, что его ум скользит по поверхности, тогда как вы смотрите в глубину, знаете данный предмет изнутри.

Теперь вы понимаете, что такое скользить по поверхности и проникать внутрь? Своё знание, как проникать внутрь хорошо знакомого вам предмета, вы спокойно можете перенести на другие предметы, в другие сферы жизни. Просто перенесите его, а не твердите себе бесконечно, что не умеете концентрироваться и проникать в суть предмета,- тогда всё начнёт происходить само собой.

Есть и другой путь познакомиться с состоянием концентрации. Когда вы регулярно садитесь в медитацию и концентрируетесь на предмете, который вас интересует, будь это место в вашем теле, проблема или ситуация, ваш ум учится всё глубже проникать в суть интересующего вас предмета и предметов вообще.

Если вы делаете это регулярно - просто садитесь и мысленно смотрите перед собой на избранный вами предмет,- постепенно ваш ум обретает способность концентрироваться и проникать в глубь любого предмета по вашему выбору. Так появляется навык в концентрации. Тогда вам достаточно одного взгляда или одного намёка, чтобы мгновенно понять стоящую перед вами проблему. Концентрация позволяет научиться фокусировать свой ум на предмете так, чтобы не скользить по его поверхности, а проникать внутрь. Идеалом здесь является научиться проникать в глубь предмета, видеть его суть. Это называется «сделать тайное явным».

Если вы преуспеете в этом занятии, вас больше не будет привлекать форма предмета и вы (ваш ум!) перестанете к ней привязываться, цепляться за неё, то есть она потеряет над вами власть. Формы этого мира постепенно начнут терять над вами власть.

Вы научитесь видеть суть любой интересующей вас формы. Научитесь видеть пустоту формы.

Вы смотрите на фасад дома, а потом проникаете за него. Вы смотрите на предмет, а потом считываете его содержание. Вы смотрите на проблему, а потом она раскрывает вам причину своего существования. Это - концентрация.

Концентрация - это умение входить внутрь предмета, впускать его внутрь себя, сливаться с ним, становиться им. Чтобы сделать это, нужно убрать все негативные оценки, всё неприятие.


Медитация



Когда люди спрашивают меня о медитации, то, прежде всего, интересуются:
А что она мне даст?
Что надо делать во время медитации?
Чего достигать, к. чему стремиться?


У медитации нет цели. Во время медитации НИЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, не надо пытаться достичь чего-то или стремиться куда-то.

В медитации вы сидите просто так, ни для чего. Медитация - это созерцание. И вот здесь начинается самое непостижимое для ума: «Как это не иметь цели, как это никуда не стремиться? А зачем время тратить, если я ничего не получу?»

Тогда ум начинает волноваться. Поскольку это в нём не укладывается - ведь он привык извлекать пользу из любой вещи,- он находит множество предлогов, чтобы не медитировать. И у вас появляется масса причин, почему именно сегодня вам не удастся помедитировать. Зато завтра уж точно...

Так вы остаётесь там, где и были всегда: в вечной суете и погоне за очередной призрачной мечтой. Почему призрачной? Потому что, когда вы добиваетесь исполнения своей мечты, она вас больше не интересует, потому что перестает быть. И вы тогда, чтобы занять свой ум, создаёте очередную иллюзию. Ум, если он ничем не занят, может сойти с ума - так он полагает. И правильно полагает, потому что в состоянии ничегонеделания вы перестаете быть тем, кем были до сих пор.

Давайте обойдём ум, поставим перед ним цель, чтобы он не волновался. 'Целью' медитации является научиться расслабляться, научиться не привязываться к мыслям, которые возникают во время медитации. 'Целью' медитации является научиться отпускать себя. 'Целью' медитации является научиться смотреть на вещи широко.

Замечу, если в вас будет возникать стремление, если вы будете стараться, например, расслабиться, то сразу начнёте напрягаться, следовательно, ничего у вас не получится. Слова 'не прикладывайте никаких усилий' значат именно то, что значат. Тогда вы мгновенно получаете желаемое.

Научившись не привязываться к мыслям, вы автоматически научитесь не привязываться к ситуациям и проблемам, которые возникают перед вами. Поскольку внешнее равно внутреннему, проблемы и ситуации порождаются вашими мыслями. Если проблемы или ситуации на некоторое время задерживаются в вашей жизни, это означает, что внутри вы привязались к соответствующей мысли - вы проживаете её в данный момент.

Дело в том, что любая мысль, задержавшись в вас по каким-либо причинам, тут же пускает корни. Далее она всё больше закрепляется, начинает расти и развиваться, а вы начинаете проживать её, вернее, она начинает проживать себя, пока не умрёт. Чем больше вы боретесь со своими мыслями - с ситуациями и проблемами,- стараясь поскорее избавиться от них, тем больше сил вы даёте им для существования.

Если вы научитесь расслабляться и отпускать себя, то, во-первых, приобретёте здоровье, а во-вторых, станете правильно реагировать на ситуации, решая их буквально мгновенно. Такая способность появится у вас сама собой - благодаря регулярным упражнениям в медитации.

Итак, мы определили «цель» медитации. Надеюсь, для вашего ума она звучит заманчиво. Если не совсем, тогда выберите любую другую цель, которая может прийти вам в голову, например: стать духовно богатым/богатой, стать материально богатым/богатой, завоевать любовь близкого человека, стать знаменитым, обрести мудрость и знание жизни, здоровье и т. п. Всё это побочные результаты медитации.

В медитации вы отпускаете свой ум 'погулять'. Вы не концентрируете его на объектах, на избранной цели, а расслабляетесь и отпускаете его. Мысли свободно, не задерживаясь протекают сквозь вас. Не беспокойтесь, рано или поздно это у вас получится, главное здесь - регулярные занятия медитацией.

Идеальным состоянием ума считается, когда 'ум подобен зеркалу'. Если перед зеркалом появляется объект, оно отражает его полностью и до конца. Когда объект исчезает, зеркало снова становится пустым. Отражения в зеркале не задерживаются, иначе оно перестало бы быть зеркалом.

Другим популярным образом для описания пустого состояния ума является озеро. Ум должен быть подобен неподвижной глади озера. Если поверхность озера неспокойна, если по ней бегут даже небольшие волны, озеро не сможет ясно и чётко отразить проплывающие над ним облака.

Если ум неспокоен, если его волнуют какие-то проблемы, а это обычное и нормальное состояние любого человека, он никогда не сможет правильно и чётко отразить ситуацию, он будет искажать её. Поэтому любое ваше действие по улучшению или достижению поставленной цели будет заведомо неправильным и автоматически приведёт к нежелательным результатам. Теперь понятно, почему вы с таким трудом справляетесь с проблемами - если вообще справляетесь?

В результате регулярных занятий медитациями ваш ум начнёт постепенно очищаться от мыслей и проблем, начнёт становиться ясным. Также он постепенно приобретёт качество неподвижности.

В результате у него появится способность обнимать вещи и процессы целиком, видеть внутреннюю связь якобы случайных событий. Все вещи в мире предстанут перед вами как части единого целого. Вы увидите своё место в этом мире. И обретёте наконец покой и свободу. А ещё вы увидите форму пустоты.


Двухминутная концентрация



Для максимальной концентрации умственной энергии не забудьте принять удобную позу, пробудите в себе интерес и полностью отдайтесь выполнению вашей задачи. Вооружитесь такой методикой " и ваш ум станет острее.
Положите перед собой часы, имеющие секундную стрелку.
На несколько мгновений расслабьтесь, сконцентрируйте свое внимание, и когда будете готовы, начинайте следить за движением секундной стрелки.
В течение двух минут фокусируйте все ваши мысли на движении секундной стрелки, как будто в мире не существует ничего другого.
Если вы рассеяли внимание, задумавшись о чем -то другом, или просто отключились " остановитесь, сконцентрируйте ваше внимание и начинайте снова.
Постарайтесь сохранить подобную сосредоточенность в течение двух минут.
Отложите книгу, возьмите настольные или наручные часы, и вперед!
Проделайте это! Итак, начинайте!


Медитация «Загрузочное дыхание»


7.00

Это - впитывание космической энергии во время дыхания, вместе с воздухом. Космическая энергия - это особенный невидимый свет - электромагнитное излучение. Лобная чакра ~ «нервный центр» - расположена между бровями.

· Упражнение надо выполнять при открытом окне. Ложись на спину.

· Расслабься и вообрази, что во время вдоха и выдоха в тебя проникает, через лобную чакру, космическая энергия.

· Сделай глубокий выдох.

· 4 секунды делай глубокий вдох: сначала как можно больше выпячиваешь нижнюю часть живота, затем нижнюю часть рёбер, затем можно больше верхние рёбра и ключицу.

· 16 секунд задержи дыхание. При этом представляй, что космическая энергия входит в тебя.

· 8 секунд - глубокий выдох: сначала втягиваешь нижнюю часть живота, затем нижнюю часть рёбер, затем как можно больше верхние рёбра.

· 16 секунд задержи дыхание.

· Повторяй цикл дыхания: 4 сек. вдох - 16 сек. задержка - 8 сек. выдох - 16 сек. задержка.

Упражняйся сначала по 5 мин, каждый день. Потом всё время увеличивай продолжительность упражнения. И увеличивай продолжительность цикла дыхания: потом 5 - 20 - 10 - 20, до 16 - 64 - 32 - 64.

20.30 - Космическая гармонизация

При помощи этого упражнения можно достигнуть Нирваны.

· Можно сжечь благовония: плющ + тополь, или ладан + сандал, или камфара + арника + рябина.

· Первые несколько дней можно зрительно воображать, во время упражнения, как сливаешься с космосом. Потом, только вызывать ощущения слияния с космосом.

· Тихо, но как можно сильнее говори шёпотом мантру: «Единение с космосом... Единение с космосом...» (мантра - это слова на которых сосредотачиваются).

· Повторяй мантру ритмично и монотонно, наслаждаться, произнося ее.

· Играй с мантрой - экспериментируй с её звучанием.

· Можно мягко покачиваться в ритме мантры.

· Шепчи мантру все тише и тише.

· Не управляй мантрой, позволь мантре «кружиться» в сознании. Позволь мантре меняться, как она этого хочет - становиться громче или тише, исчезать и опять появляться, растягиваться или становиться быстрее. Прислушивайся к мантре. Медитация - это как дрейф на реке в лодке без весел: нам не нужны весла - у нас нет цели!



Задание: напишите мне результаты концентрации и медитации. Помните, что без этого вы не сможете начать заниматься практикой!
          

Hosted by uCoz